Лобовиков Сергей Александрович

ЛОБОВИКОВ. Вдовья думушка

ЛОБОВИКОВ. Портрет отца Ф. И. Шаляпина

ЛОБОВИКОВ. Труд

ЛОБОВИКОВ. Деревенский сапожник

ЛОБОВИКОВ. Учительницы

ЛОБОВИКОВ. Домовница

ЛОБОВИКОВ. Крестьянин

ЛОБОВИКОВ. Учеба

ЛОБОВИКОВ. Поучение
Сергей Лобовиков родился в семье сельского дьячка в Вятской губернии и, рано осиротев, был отдан в услужение и обучение купцу и фотографу Тихонову П. Г. в губернский город Вятка. Лобовиков Сергей Александрович

Еще в ранней молодости он стал известен художественным кругам Вятки благодаря своему творческому дарованию и таланту к искусствам. Художник-любитель, он в начале 1890-х обратился к фотографии, и уже в 1900 году участвовал как экспонент русского павильона на Всемирной выставке в Париже и получил бронзовую медаль Выставки. В этот период основной темой его работ является вятский сельский пейзаж и студийный портрет.

С 1908 года Лобовиков председатель Вятского фотографического общества. Наибольшую известность Лобовикову принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты крестьянских детей, созданные в 1907-1911 годах. В этот период Сергей Александрович печатает свои снимки в так называемой «благородной технике» — гуммиарабик и в бромойле. После 1911 года к экспериментам в техниках благородной печати прибавилась «благородная» прямая печать, при которой мастер достигал большого разнообразия серых полутонов. В 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии Русское фотографическое общество в Москве избирает его своим почётным членом. Лобовиков был одним из самых выставляемых фотографов 1900-х годов, как в России, так и за рубежом. На выставке 1911 г. в Гамбурге его произведения наравне с работами братьев Гофмайтеров, привлекли наибольшее внимание (римейк этой выставки состоялся в 1999 г. в Museum fur Kunst und Gewerbe в Гамбурге).

Лобовиков оставался одним из самых авторитетных мастеров советской фотографии 1920-х годов. С 1920 по 1934 г. он преподаёт курс фотографии на кафедре физики для студентов-биологов в Вятском педагогическом институте, работает на общественных началах в Вятском музее искусства и старины, является членом Вятской секции научных работников. В 1935-м г. он переехал из Кирова (до 1934 г. Вятка) в Ленинград, где работал фотографом при научных учреждениях Академии Наук СССР по научно-прикладной фотографии. Осенью 1941 года Сергей Лобовиков погиб во время бомбежки Ленинграда.

В 1970 году в Кировском областном художественном музее к 100-летию со дня рождения Лобовикова экспонировалась выставка из 168 его работ. Серия монографических [может быть, «мемориальных»?] выставок фотографа прошла в середине 1990-х годов в музеях России и Западной Европы.



Сергей Александрович Лобовиков - выдающийся русский фотохудожник начала XX века. Историк фотографии С. Морозов назвал его "самым ярким певцом обнищавшей русской деревни накануне Октябрьской революции". Действительно, в начале века ни в нашей стране, ни за рубежом не было фотографа, кто бы столь же последовательно и глубоко, как Лобовиков, разрабатывал крестьянскую тему. "Я - фотограф мужицкий. Мой объект - мужик. Быт его меня интересует со всех сторон", - говорил о себе мастер. Биография С. Лобовикова сходна с биографиями других замечательных фотохудожников - А. Карелина и М. Дмитриева. Он тоже выходец из народа. Мальчиком был привезен в Вятку и отдан "за харчи и жилье" в ученики к владельцу профессионального фотоателье. Оказавшись примерным учеником, быстро освоил съемочный и лабораторный процессы. К тридцати годам стал опытным портретистом, приобрел собственный фотопавильон.

С. Лобовиков настойчиво занимался самообразованием, изучал историю искусств, творчество видных отечественных и зарубежных художников. Был одним из создателей Вятского художественно-исторического музея. По его просьбе Васнецов, Поленов, Суриков, Коровин, Нестеров подарили музею свои произведения. Человек этот много сделал для пропаганды изобразительного искусства в Вятском крае.

Деятельность С. Лобовикова как фотохудожника началась в 1899 году, когда он, любитель живописи и графики, представил свои работы на художественный конкурс в Петербург. В начале нашего века он участник и призер всех крупнейших выставок и фотосалонов в России и за рубежом. Он призер Всемирной фотовыставки' в Париже 1905 года, крупнейшей Дрезденской художественной выставки 1909 года. В 1911 году его снимки удостаиваются высшей награды на Международной выставке фотоискусства в Гамбурге. Лобовиков был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, почетным членом Лондонского, Парижского и других фотографических салонов.

Специалисты высоко ценили портреты и пейзажи, выполненные им облагороженными приемами. Но мировое призвание как художник он получил в первую очередь, конечно, за жанровые сюжеты. На заре развития светописи, в силу неразвитости фототехники, съемка живых, как бы подсмотренных в жизни сценок, была делом исключительно сложным. С. Лобовиков применял платиновый вид печати, работал гуммиарабиковым и масляным способами, часто применял мягко рисующие объективы. Фотограф мастерски иммитировал технику живописи и графики, точно ею пользовался.

"Только крупный талант Лобовикова, его умение овладеть темой в состоянии были создать такие произведения (так и хочется сказать картины), как "3а карминкой", "Вдовья думушка", "Домовница" и др. - писал известный фотокритик начала века Н. Петров. - Когда смотришь на лобовиковские "картины", то совершенно не приходит в голову спросить: каким объективом они сняты, на какой пластинке? Снимки лишены надуманности, они а высшей мере артистичны. Да, если твоя работа не будет освещена вдохновением, все равно, какой анастигмат не ввинти в камеру, "Вдовьей думушки" не сделаешь!..."

Снимки С. Лобовикова выполнены восемьдесят и более лет назад, но они не утратили заложенной в них силы искусства. Они по-прежнему волнуют зрителя и артистичностью формы, и глубиной выраженного чувства; полны теплой любви к родному народу, сочувствия к тяжелой доле порабощенного русского крестьянства.

Творчество С. Лобовикова было знаменательным явлением в истории фотоискусства. Оно говорит о существовании в нем демократических традиций, близких традициям художников-передвижников. Это вклад в нашу общую культуру.

В советские годы С. Лобовиков постепенно отошел от занятий фотоискусством. Много сил отнимало любимое музейное дело. К тому же он увлекся научно-прикладной, фотографией, стал работать в Академии наук СССР.