Фотограф Уильям Клакстон

William Claxton
infowilliamclaxton.com

Фотограф Уильям Клакстон     Клакстон вспоминает, что сделал первое фото в семь лет, засняв свое отражение в зеркале. Детские годы будущий фотограф провел, собирая звукозаписи и слушая Дюка Эллингтона, Лену Хорн, Каунта Бэйси и Томми Дорси. В юности он изучал психологию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и увлекся в этот период фотографированием джазистов.

    В те годы он использовал камеру Speed Graphic (4x5), которая уже тогда считалась старомодной. "Видя меня с этим громоздким и неуклюжим аппаратом, с его лампочками для вспышек и свисающими проводами, друзья смеялись надо мной и говорили, что я похож на полицейского фотографа".

    Клакстон начал развивать свой неповторимый стиль после встречи с Диком Боком: они вместе разработали фирменный дизайн "Пасифик Джаза". Клакстон делал фотографии на многие альбомы группы, и вскоре ему стали предлагать другие заказы подобного рода. В мире искусства и эстрады мастера давно уже считают "своим", а ему нравится работать с джазменами, "поскольку (по словам Клакстона)они, как правило, не слишком выпендриваются".

    В начале 1960-х фотограф встретил Пегги Моффит, топ-модель, которая не только демонстрировала наряды "от кутюр", но и вдохновляла дизайнеров на создание новых шедевров. Эта встреча стала этапным событием в творчестве Клакстона, равно как и в жизни в целом. Вот уже более 40 лет Пегги и Ульям состоят в счастливом браке, вдохновляя друг друга на творчество.

    Вскоре после женитьбы работы мастера начали экспонироваться по всему свету. Создавая портреты музыкантов, он пытается понять их внутренний мир. "Прежде чем приступить к съемке, я тщательно их изучаю (но, впрочем, точно так же я поступаю и с танцовщиками, актерами и даже с простыми людьми, занятыми своим обыденным делом). Я подмечаю, как их лица и тела реагируют на свет, когда и под каким углом они лучше всего выглядят. Всем этим я занимаюсь, само собой разумеется, пока слушаю их игру. В этом смысле я как бы слушаю музыку глазами ".

    Клакстон очаровывал самую различную публику неподражаемым изяществом, юмором и чувством стиля. Подобные качества мастер ценит и в других людях. "Я привык встречаться с людьми со всего света и постоянно стремлюсь к тому, чтобы они выглядели достойно... и демонстрировали лучшие свои качества... независимо оттого, ктоони-злыетираны или невинные ребятишки".

    И фотограф умеет эти свойства найти. Его портреты являют зрителю ту красоту, что он увидел в своих персонажах. "О ком бы речь ни шла, безобразные картины мне ненавистны. Я истово верю в красоту и твердо знаю, что любое человеческое существо по-своему прекрасно". Клакстон утверждает: "Я чувствую себя подлинно счастливым, когда удается представить героев своих работ красивыми, с ярким и запоминающимся обликом". И он умеет делать свои модели по-настоящему "сексапильными", подчеркивая привлекательность не только самого исполнителя, но даже привлекательность его музыкального инструмента.

    Клакстон создавал портреты как знаменитых писателей, актеров, режиссеров, художников, музыкантов и модельеров, так и своих родных и друзей. Знаменательно, что и его друзья часто становятся его моделями, а модели-друзьями. "Главная тема моего творчества - это, прежде всего, дружба".

    Современности, когда всюду доминируют агенты-посредники, адвокаты и стилисты, Клакстон откровенно предпочитает прежние времена, когда можно было застать того или иного "героя" одного, познакомиться с ним лично и войти в достаточно тесный контакт. Ему кажется, что это и составляет сильную сторону его таланта. "Я умею сделать так, чтобы мои модели чувствовали себя непринужденно и полностью мне доверяли". Предоставься такая возможность, Клакстон с удовольствием фотографировал бы и мировых политических лидеров. "Мне хотелось бы познакомиться с ними поближе и правдиво запечатлеть на пленке их внутренний мир".

    Его слабая сторона - невнимание к финансовым аспектам своего дела. "Иногда поиски фотообраза так меня увлекают, что я забываю выписать своим клиентам счет. Однажды джазист Дэн Сен-Марсель попросил снять его для первого компакт-диска. Я встретился с ним и послушал, как он играет, - рассказывает Клакстон. - Он держался столь искренне и оказался таким славным музыкантом, что я согласился фотографировать его бесплатно при условии, что он оплатит лишь фотоматериалы". Но позднее эта работа все же принесла "дивиденды" своему создателю. Специально для Клакстона Сен-Марсель сочинил мелодию, назвав ее "Клаксография", такой отдал дань уважения человеку, которого успел полюбить.

    Мастер убежден, что если бы в юные годы столь страстно не увлекся фотографией, то стал бы "счастливым музыкантом". В своей книге "Чет в юности. Молодые годы Чета Бейкера" Клакстон выразил эту мысль лучше всего: "Фотография - это джазовая музыка для глаза. И я прошу вас: просто слушайте глазами".

Фото портреты

Фото портрет Натали Вуд, актриса
Снято в Нью-Йорке в 1961 году.
"Студия "Парамаунт Пикчерс" заказала мне портреты Натали для фильма, в котором она снималась тогда со Стивом Маккуином ("Любовь с незнакомцем"). Мы сделали несколько постановочных фото в ее номере в отеле, но ничего сколько-нибудь выдающегося не получилось. Я предложил выйти на балкон и попытаться продолжить съемку там. И оказалось, что у наших ног почти вся Пятая авеню. Натали в Нью-Йорке! Было так холодно, что мы снимали там лишь две минуты, а затем вернулись назад, в тепло. Но за эти две минуты мы добились всего, что хотели. Снимок был сделан Leica МЗ на пленке Plus X".
Фото портрет Марлей Дитрих, актриса и певица
Лас Вегас, 1955.
"Я должен был сделать несколько кадров знаменитой красавицы по заказу " Колумбии Рекорде" . Но когда я пришел в ее гримерную, то увидел маленькую, сморщенную и старую (как мне показалось) даму с клоком волос на голове. Говоря с сильным немецким акцентом, она велела мне отложить камеру и присесть рядом с ней за туалетный столик. Затем она стала делать макияж, попутно непринужденно болтая и стараясь узнать побольше о моей профессии и обо мне самом. Через достаточно долгий промежуток времени она щелкнула пальцами, и служанка принесла ее парик. Теперь она выглядела просто шикарно. Обернувшись, она сказала с улыбкой: "Можете браться за камеру" ".
Фото портрет Джуди Гарленд, актриса и певица
Снимок был сделан в Лас-Вегасе в 1961.
"Мой агент поручил мне снять фоторепортаж о Джуди для одного бульварного киножурнала. Я обрадовался самой возможности увидеть живую Джуди Гарленд. И вот она сидит в своей гримерной, окруженная агентами, арядом с ней - гримерша, массажист и еще целая куча людей без определенных занятий. Она принимала какие-то таблетки, запивая их вином "Либфраумильх". Выглядела она, как комок нервов, и все присутствующие пытались ее успокоить. Вдруг она схватила флакон с каким-то лосьоном и попыталась из него хлебнуть, гримерша же останавливала ее, твердя: "Нет-нет, Джуди... только не это!". Затем, после того как ее загримировали и одели, она, словно волшебным образом переродившись, выпорхнула на сцену и выступила великолепно. Такого рода фото, глубоко личные и слишком откровенные, я обычно придерживал для себя. Не хотелось бы, что столь откровенный снимок появился на страницах какого-то дешевого журнальчика для фанатов".
Фото портрет Чет Бейкер, музыкант
Я сделал этот снимок в Голливуде в 1954 году.
"Чет сидел за роялем в студии звукозаписи, наигрывая несколько нот из мелодии, которую пытался вспомнить целиком. Я увидел его эффектное отражение на крышке рояля и поставил на него свой Rolleiflex. Удалось сделать один-единственный снимок, поскольку музыкант сразу ушел. Снимал я тогда очень тщательно, с выдержкой в 1/30 секунды и открыв затвор на F/3.5".
Фото портрет Джон Кассавегес, режиссер
Этот снимок был сделан в Бербанке (Калифорния), в 1962 году.
"Получив заказ от журнала "Лайф", я встретился с Джоном в одном из павильонов студии "Уорнер Бразерс", где он работал над первым своим игровым фильмом ("Ребенок ждет" с Джуди Гарланд и Бертом Ланкастером в главных ролях). Он сказал, что крайне устал, и просто хлопнулся на землю. Я подумал: "Великолепно!" (сам бы я ни за что не решился попросить его это сделать), лег на живот и, держа камеру на уровне его глаз, спустил затвор. Фото было сделано 35-миллиметровой камерой Nikon F, на пленке Tri X".